16.11.2017 18:12
Новости.
Просмотров всего: 30567; сегодня: 1.

Психолог КФУ: "Влияние блогов на детей еще предстоит изучить"

На одну ночь девочка из Нижнекамска стала знаменита на всю страну, а ее ролик на Youtube набрал более пяти миллионов просмотров.

Десятилетняя Алина Шаехова из Нижнекамска ведет на YouTube-канале видеоблог "Лайк ТВ шоу", на котором рассказывает о лайфхаках для девочек. Недавно она пригласила на встречу своих подписчиков, и, когда никто не пришел на встречу, она, расстроенная, выложила свою запись в блог.

Девочка так искренне сетовала на жестокую судьбу видеоблогера: "Люди, не обманывайте меня больше", – что ее ролик в итоге стал популярным.

Все ролики Алины посмотрели в общей сложности семи миллионов раз, а количество подписчиков девочки увеличилось пятидесятикратно – с 6 до 300 тысяч человек.

Алину поддержали топ-блогеры и знаменитости – слезы девочки вызвали волну роликов от популярных блогеров, журналистов и спортсменов: Саша Спилберг (количество подписчиков более 5 млн человек), Эльдар Джарахов (более 2 млн подписчиков), Екатерина Гамова, Максим Шевченок (18,7 тысяч подписчиков).

Почему ролик со слезами девочки стал таким популярным в Интернете и в чем вообще секрет популярности видеоблогеров у школьников, объяснил наш эксперт – доцент кафедры дефектологии и клинической психологии Ильдар Абитов.

— Почему ролик девочки вызвал такой ажиотаж? Мы видим, что девочка искренне расплакалась – она была поражена в самое сердце тем, что френды не пришли на ее встречу. А слезы ребенка в большинстве своем всегда вызывают у взрослых сильную эмоциональную реакцию: в такие моменты детей хочется пожалеть, защитить, как-то помочь, - пояснил Ильдар Равильевич.

На вопрос, почему дети снимают свои ролики, Алина ответила так: «Я хотела стать популярной». Психологи тоже давно видят в ведение блога способ привлечь внимание сверстников к своей персоне.

— Блоги дают возможность получить некую иллюзию популярности. Это и способ потешить свое тщеславие, стать крутым – человеком, который собирает море лайков, десятки просмотров и комментарии, ничего особенного практически не придумывая и не делая для этого.

В то же время блог – это попытка подростков узнать, что есть на свете такие же, как и они, мальчики и девочки, с такими же интересами, успехами, играми. Добавиться к ним во френды, чтобы иметь возможность общаться. Но если настоящая дружба предполагает приложенные усилия: сопереживание, эмоции, которые надо разделять с другом, проблемы, которые надо вместе решать, то виртуальная дружба не предполагает ничего – только смотреть, читать, ставить лайки и думать, что ты друг этого человека.

Детей, которые хотят быть похожими на своих известных ютуберов, быть причастными к блогерству, – очень много. Но, скорее всего, от своего некоего творчества в Интернете они в большей степени получают не позитив, как им хотелось бы, а слезы. И это действительно грустно.

— Можно констатировать факт, что сейчас очень многие дети, к сожалению, больше времени проводят в виртуальной среде со своими виртуальными друзьями. Наши дети – это поколение, начинающее свою жизнь с Интернета. А вот, что это за реальность, как она формирует личность ребенка, нам, к сожалению, пока не известно. На мой взгляд, это вызов эпохи, который надо изучать взрослым и пытаться понять, куда мы идем и что будет с этими детьми через несколько лет.

Психолог констатирует: особенность детской психики такова, что они не воспринимают условности виртуального мира и общения в нем, принимая все за «чистую монету».

— Дети не разделяют друзей из реального мира и френдов из виртуального, а буквально воспринимают то, что происходит в Интернете. Важной задачей для детей является освоение социальных норм, овладение навыками общения, формирование дружеских отношений, привязанности к другим людям. В Интернете же общение с реальным собеседником заменяется на обмен сообщениями, выражение эмоций – на обмен «смайликами», действия – на обмен постами. Мы не знаем определенно, к чему может привести частое и долговременное пребывание ребенка в сети Интернет, но мы можем с определенностью сказать, что среди подростков становится распространенным состояние «Интернет зависимости», когда подросток предпочитает реальной жизни виртуальную и что при виртуальном общении не формируются навыки правильного понимания эмоций собеседника, получения и оказания поддержки.

Взрослые понимают условность: если мы «подружились» с кем-то в социальной сети, это не значит, что мы стали друзьями. Для ребенка эти вещи связаны буквально. И отсутствие ожидаемых ребенком действий со стороны Интернет-друзей, вызывает огорчение. Поэтому Алине и стало так обидно от несостоявшейся встречи со своими подписчиками.

Другой вопрос: девочка назначила встречу виртуальным друзьям, понятия не имея, кто они на самом деле. Могло произойти худшее, чем то, что случилось: ведь никто не знает, кто мог скрываться за аватарками.

И здесь очень важно внимание взрослых: родители должны контролировать то, что просматривает и чем занимается ребенок в сети Интернет, поскольку как велики возможности, которые он предоставляет, так велики и опасности, которые в нем скрываются.

Несмотря на активное распространение видеоблогинга в Интернете и его способность объединять людей, увлеченных одной темой, но живущих далеко друг от друга, ведение блога может помочь развить навыки изложения информации, планирования, но не поможет развить навыки общения с людьми, адекватного восприятия их эмоций, навыки проявления чувств, оказания и принятия поддержки.

– На мой взгляд, общение в Интернете – суррогат реального общения. Если его минимум, и используется оно в определенных целях (например, для того, чтобы поддерживать контакт с близким человеком, находящимся на большом расстоянии), то тогда это помощник. Но если общения в Интернете становится больше, чем реального общения, если эмоции пропадают и заменяются переписыванием со смайликами и просмотром чужих блогов, то это, скорее, проблема и вред.

Совершенно очевидно, что видеоблоги — тренд времени. Поэтому запрещать ребенку интересоваться тем, чем живут его сверстники, не получится. Да и нельзя категорически — он все равно найдет способ посмотреть видео, предупреждает наш эксперт.

— Запрещать бесполезно – это вызовет только обратную реакцию. А вот создать альтернативу сидению в Интернете – вполне в силах взрослых. Есть вещи, которые могут больше увлечь ребенка, чем соцсети. Для этого родителям, братьям, сестрам надо уделить время ребенку, чтобы он получил настоящее человеческое тепло, которого нет в блогах. Это может быть совместная игра, прогулка, разговор о важных для ребенка вещах.

Нижнекамск Республики Татарстан является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.


Ньюсмейкер: Казанский федеральный университет — 855 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Олег Газманов отобрал 102 конкурсанта для музыкального проекта
15.01.2025 23:13 Новости
Олег Газманов отобрал 102 конкурсанта для музыкального проекта
13 января на площадке Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ) состоялось заседание жюри проекта Олега Газманова «Родники.Дети». Оно определило предварительный состав финалистов этого сезона. Ими стали более 100 талантливых детей. Приём заявок был закрыт 1 декабря. В конкурсе могли...
Нововведения в законодательстве для МСП в 2025 году
15.01.2025 18:32 Консультации
Нововведения в законодательстве для МСП в 2025 году
Начало 2025 года сопровождает ряд нововведений, которые напрямую касаются представителей малого и среднего предпринимательства. Важно не пропустить эти изменения, чтобы работать в соответствии с обновленными нормами и правилами.  В первую очередь речь идет о налогах и взносах:  ...
Оценку школьных знаний россиян по истории дали в ВЦИОМе
15.01.2025 15:14 Аналитика
Оценку школьных знаний россиян по истории дали в ВЦИОМе
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты опроса по оценке школьных знаний россиян по истории. Предмет, который важно знать Согласно августовскому опросу, история входит в тройку самых полезных школьных предметов по версии россиян (30%), уступая математике...
К 300-летию русского полководца Петра Румянцева-Задунайского
15.01.2025 09:03 Персоны
К 300-летию русского полководца Петра Румянцева-Задунайского
Петр Александрович Румянцев-Задунайский родился 4 (15) января 1725 года в Москве в семье военного и дипломата, генерал-майора (в будущем генерал-аншефа) Александра Ивановича Румянцева, который принадлежал к старинному дворянскому роду, известному с XIV в. Мать будущего полководца, Мария...
Даша Севастопольская – первая в мире фронтовая сестра милосердия
14.01.2025 09:25 Персоны
Даша Севастопольская – первая в мире фронтовая сестра милосердия
Прежде чем повести рассказ о Даше Севастопольской, кратко напомним главные события Крымской войны 1853–1856 годов[1]. Поводом к войне послужил спор между Православной и Католической церквами о праве обладания святыми землями в Палестине. Россия стремилась утвердить свою роль покровителя...